Нейропсихолог

Занятия с нейропсихологом для детей

 

Нейропсихология – это наука о мозговой организации психических процессов. Нейропсихология детского возраста изучает формирование мозговой организации психических функций в процессе онтогенеза (индивидуального развития ребенка).

В последние годы количество детей с особенностями развития неуклонно растет. На психическом уровне эти особенности проявляются в дизонтогенезе речевой деятельности, расторможенности, трудностях в обучении, особенностях интеллектуальной и эмоциональной сфер. Чаще всего возникновение подобных проблем связано с дисфункцией определенных структур головного мозга, возникших в перинатальный период и/или младенческом возрасте, а так же незрелостью определенных структур головного мозга.
Нейропсихологическая коррекция направлена на стимуляцию развития и формирование слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга.

Цель методики – воздействуя на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей развития ребенка активизировать развитие всех высших психических функций.

Метод состоит из серии дыхательных и двигательных упражнений, приводящих к активации подкорковых структур головного мозга, способствующих регуляции тонуса, снятию локальных мышечных зажимов, развитию координации, произвольной регуляции деятельности; развитию процессов мышления, внимания и памяти, синестезии и саморегуляции.

 

Наши специалисты по нейропсихологии занимаются по разным программам, адаптируя их к Вашему ребенку. В работе используются методики Семенович А.В., Корнеевой В.А. и других нейропсихологов.

Нейропсихологическая коррекция.

Нейропсихологи́ческая корре́кция (нейрокорре́кция) — это комплекс специальных психологических методик, которые направлены на востановление нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы в дальнейшем ребенок мог самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.

Нейропсихологическая коррекция предназначена для детей с самого раннего до школьного и подросткового возраста. Особенно рекомендована при, РДА (ранний детский аутизм), умственной отсталости,ЗПР (задержка психического развития) ОНР (общее нарушение развития), алалиидизартрии, дизграфиидислексииСДВГДЦП. В том числе, нейрокоррекция помогает и детям, испытывающих сложности в обучении в силу психологических причин (невротических расстройствпсихосоматических расстройств, особенностей личности), при общем физическом недоразвитии, при школьной дезатаптации и стрессовых расстройствах.

 

Этапы нейрокоррекции

 

Как правило, выделяются четыре этапа:

  1. Диагностический этап. На данном этапе при помощи нейропсихологического обследования выявляют  актуальный уровень развития и знаний ребёнка, выделяют особенности функционирования мозговых структур, а также разрабатывают индивидуальную коррекционную программу.
  2. Установочный этап. Данный этап направлен на создание у ребёнка и его родителей необходимой мотивации и активной установки на прохождение нейропсихологической коррекции. Устанавливается эмоциональный контакт как с ребёнком, так и с его родителями, что необходимо для дальнейшей работы.
  3. Коррекционный этап. Осуществляется программа нейрокоррекции в соответствии с разработанным ранее планом.
  4. Оценка эффективности коррекционной работы. Проводится контрольное нейропсихологическое обследование, которое позволяет зафиксировать результат коррекции. Следует заметить, что максимальный эффект может быть достигнут не менее, чем спустя 6-7 месяцев коррекционной работы с ребёнком.

Принципы нейропсихологии

  1. Принцип системности.
    Нейрокоррекция направлена  на гармонизацию психического функционирования и личности ребёнка в целом.
  2. Принцип опоры на сохранные формы деятельности.
    Нейропсихологический подход в коррекции означает развитие слабых звеньев при опоре на сильные стороны психики.

    1. Принцип опоры на индивидуально-личностные особенности ребёнка.
      В работе нейрокоррекции учитываются личностные и эмоциональные особенности ребёнка, а также  факторы, влияющие на формирование высших психических функций.
    2. Принцип вовлечения.
      В своей работе нейропсихолог создает ситуацию эмоционального включения ребёнка в процесс коррекции, а также создает необходимую мотивацию.
    3. Принцип «замещающего онтогенеза»
      Данный принцип заключается в последовательном воспроизведении нарушенных этапов развития, начиная от самого раннего.
    4. Принцип комплексности
      Воздействие оказывается комплексно — на эмоциональную, когнитивную и сенсомоторную сферы.
    5. Принцип «от простого к сложному»
      Это дидактический принцип, который обязательно учитывается при создании коррекционной программы для ребёнка.

 

Формы нейрокоррекции

Коррекционная работа может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме.

Нейрокоррекция  проводится в форме игровых занятий, в форме комплекса двигательных упражнений (сенсомоторная коррекция), дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции.

Методы нейропсихологии.

В нейропсихологии можно выделить две группы методов:

  1. Методы, с помощью которых были получены основные теоретические знания.
  2.  Методы, которые используются нейропсихологами в практической деятельности.

Что касается первой группы, то здесь выделяют:

  • сравнительно-анатомический метод исследования;
  • метод раздражения;
  • метод разрушения.

Сравнительно-анатомический метод исследования позволяет выяснять зависимость способов жизни, поведения животных от особенностей строения их нервной системы. С помощью данного метода были выяснены принципы работы мозга, а также строение коры больших полушарий, но изучить функции тех или иных структур было сложно.

Метод раздражения предполагает анализ особенностей высших психических функций (ВПФ) в результате воздействия на мозг. Поскольку это воздействие можно оказывать по-разному, выделяют прямое раздражение, непрямое раздражение и раздражение отдельных нейронов. Первое предполагает непосредственное воздействие на отдельные участки коры с помощью электрического тока или механически. Однако непосредственное воздействие на мозг имеет ряд ограничений, особенно в отношении человека. Поэтому возникла потребность в более естественном методе изучения функций головного мозга — непрямом раздражении или непрямой стимуляции коры. Этот метод предполагает выявление изменения электрической активности тех или иных участков мозга в результате воздействия тех или иных естественных факторов.

Метод разрушения (или выключения) – предполагает разрушение определенной области мозга животного и наблюдение за особенностями его поведения. Что касается человека, то метод заключается в наблюдении над больным после нейрохирургических операций или ранений в область мозга.

Все вышеперечисленные методы позволили получить основные данные, которые и легли в основу нейропсихологии, поэтому их можно отнести скорее к научным методам исследования. В практической деятельности нейропсихологов используется предложенный А. Р. Лурия метод синдромного анализа, или, иначе, «батарея Луриевских методов». А. Р. Лурия отобрал ряд тестов, объединенных в батарею, которая позволяет оценить состояние всех основных ВПФ (по их параметрам). Эти методики адресованы ко всем мозговым структурам, обеспечивающим эти параметры, что и позволяет определить зону поражения мозга. Изменение сложности задач и темпа их предъявления дает возможность с большой точностью выявить тонкие формы нарушения (поставить топический диагноз). Предложенный метод основан на системном подходе к анализу нарушений функции и качественном анализе дефекта и представляет собой набор специальных проб, адресующихся к различным познавательным процессам, произвольным движениям и действиям.]

Данные методы, являясь основным инструментом клинической нейропсихологической диагностики, направлены на изучение различных познавательных процессов и личностных характеристик человека — речи, мышления, письма и счета, памяти. С помощью метода синдромного анализа можно определить наличие или отсутствие мозговых дисфункций у детей с трудностями обучения, раскрыть механизмы, лежащие в основе этих затруднений, и понять первичный дефект, определивший их возникновение.

Занятия с нейропсихологом

Название услуги Длительность Стоимость
Занятие с нейропсихологом 1 занятие по 60 мин. 2000 рублей